Публикации | Комментарии | Email

«Дедифференциация» зрения



Ричард Серра (род. 1939) тоже обратился к процессу с целью критики конвенций фигуры и фона в живописи и скульптуре. В его версии процесс работы, лишенный всяких связей с образностью и субъективностью, походил на минималистский танец и сериальную музыку того времени. Серра и в самом деле тесно общался с танцовщицами Джоан Джонас и Ивонн Райнер и композиторами Филипом Глассом и Стивом Райхом. В 1967-1968 годах он составил список глаголов («катить, мять, складывать …»), породивших в свою очередь серию работ. Одна из них — «Литье» (2) — имеет парадигматическое значе- ниедля процесс-арта, поскольку процесс в ней полностью перешел в результат. Кроме того, это совмещение материала, действия и места (свинца, литья и стены) предвосхитило сайт-специфичную скульптуру Серры.

Процесс привел его, как и Морриса, к эффектам поля, к «растворению дискретного объекта в скульптурном поле, которое воспринимается во времени». Но в двух пунктах Серра расходился с Моррисом. Во-первых, многие антиформальные рассеяния, по его мнению, не достигали того подрыва конвенционального отношения фигуры и фона, к которому стремились. «Горизонтальное, напольное распределение материалов, элементов в визуальном поле порождает очередную проблему: этот пейзажный принцип не позволяет уклониться от организации по принципу „фигура-фон», то есть от живописной конвенции», — писал он в 1970 году. Во-вторых, Серра не отказывался от категории скульптуры, хотя и определял ее по-новому — как отношение между «скульптурным полем» и зрителем, находящимся во временном движении внутри этого поля.

Хотите утолить игровой азарт? Официальный сайт казино Azart Play ждет вас.

Таким образом, в процесс-арте, а затем и в наследовавшем емусайт- специфичном искусстве он видел способ не избавиться от скульптуры, а привести ее в соответствие индустриальным условиям современного общества (в юности Серра работал на сталелитейном заводе, а Карл Андре, разделявший его интерес к конструктивизму, — на железной дороге). Поэтому в своих работах —особенно в «опорных» (prop) конструкциях — Серра подчеркивал процессы проектирования, изготовления и монтажа, призванные не только раскрыть внутренние свойства таких материалов, как свинец (его вес, плотность, твердость), но и продемонстрировать «аксиоматические принципы» скульптуры как строительства.

Добавить комментарий

Вам надо зарегистрироваться, чтобы написать комментарий.