Отбор в теннисе
Подтверждением примата таланта, может служить превышение частоты левшей среди теннисистов-профессионалов (приблизительно в 2 раза) над естественной частотой. Известно, что левши лучше играют в теннис. Объясняют этот факт разными причинами: кто трудностью игры против левшей, кто морфологическими факторами, из-за которых у левшей лучше получается подача и некоторые удары. В общем, этот факт можно рассматривать как некоторый, хотя и незначительный, теннисный задаток. Если бы приматом являлись условия воспитания, а не талант, то (скажем так) «несимметричность рук» была тогда инвариантна относительно преобразования «новичок > профессионал». То есть, какова частота новичков-левшей была на входе (до обучения), такова она осталась и на выходе (после обучения). Однако наблюдаемая картина резкого повышения частоты левшей среди теннисистов-профессионалов может свидетельствовать о том, что левши имеют некоторый дополнительный теннисный задаток. И если бы признак левши являлся основным и единственным теннисным задатком, то тогда проблемы отыскания будущих чемпионов не существовало.
Отбор в теннисе
Как же производят отбор теннисных дарований и возможен ли он вообще? Как «выудить» из миллиона новичков «золотую рыбку»? Вот тут-то и вся проблема. Технология воспитания профессионала сейчас-поднята на чрезвычайно высокий уровень: здесь и новейшие технические достижения (теннисные пушки, измерители скорости полета мяча, записывающая электроника, ЭВМ), и современные медицинские разработки, и специализированные теннисные школы (академии) с их жесткими (иногда даже полуказарменными) режимами и многочасовыми ежедневными тренировками. В общем, что касается воспитания, то в этом человечество почти достигло потенциального потолка, а вот с поиском чемпионов ему еще далеко до насыщения. Недаром теннисные дельцы готовы платить большие деньги за каждое юное дарование.
Технологии отбора, которая позволяла бы сразу и с достаточной надежностью выявлять потенциальных теннисных профессионалов, пока нет. Вся система юношеских соревнований, ранжирования теннисистов, концентрации их в различные сборные по сути дела и является системой отбора талантов. Но ведь это длительный процесс и не такой уж безболезненный. Сколько не оправдавших возлагавшихся на них надежд спортсменов вынуждены после длительных и упорных тренировок покинуть большой спорт. Это дало повод И, Акимову и В. Клименко назвать процесс создания спортсмена «тренерско-педагогической мясорубкой», через которую «пропускают тысячи детей». «Каково будет им жить дальше, с душой, заклейменной печатью второсортности?..- спрашивают авторы. — Впредь свое счастье они будут собирать по пятачку, и даже если соберут большую кучу — это будет всего лишь куча меди. Дверь, за которой возможна свобода, они будут деликатно обходить, чтобы не оказаться в ситуации, когда нужно самостоятельно, смело, неординарно действовать. Именно поэтому, чтобы не проходить «тренерскую мясорубку», не быть «заклейменным печатью второсортности», надо начинать определение способных как можно раньше — с первичного отбора. Значит и роль детского тренера-селекционера огромна. Именно он должен отобрать годных для спортивной деятельности детей.