Поэтическое искусство
С этих позиций он порицает Аристофана, противопоставляя ему Менандра. Аристофан, по мнению Плутарха, пренебрегает и злоупотребляет предметами своего подражания. «Его шутовство не гражданственно, но злонравно… Его смех не забавен, но сам достоин смеха; и его любовь не весела, но непристойна. Похоже, что этот человек написал свою комедию не для одного порядочного человека, но безобразное и распутное для невоздержанных, а поношение и раздраженность — для клеветников и злонравных».
Можно соглашаться или нет с данной оценкой, но налицо ясное осознание Плутархом силы воздействия искусства и понимание того, на какую публику рассчитаны его комедии. В этом же сочинении он замечает: «Из драматургов одни пишут для толпы и народа, другие для немногих… Аристофан же и толпе не нравится и рассудительным несносен». Отличные автомобили лифан ждут вас на сайте http://auto.ironhorse.ru/lifan-x50_3979.html.
Явно тенденциозная оценка Аристофана. Известно, что пьесы Аристофана пользовались большой популярностью именно у народа.
Если подытожить вкратце представления античных философов об искусстве по рассматриваемой здесь проблеме, то следует отметить глубокую веру их в огромную и ничем не заменимую его воспитательную роль, его способность вызывать в человеке как положительные, так и отрицательные эмоции, прививать как добрые, так и низменные, чувства. Отсюда попытка многих мыслителей древности путем скрупулезного анализа искусства найти в нем то, что ведет к благу, а что — ко злу, рассмотреть под этим углом зрения его жанры, структуру, изобразительно-выразительные средства. Эстетики и творцы искусства античности имели довольно четкое представление о неоднородности аудитории и о том, какое искусство надлежит создавать для той или иной публики. В этих рассуждениях рельефно прослеживаются классовые симпатии и антипатии античных мыслителей, но именно в них и сказываются практический подход к искусству, ясное представление о его социальной ответственности.