Умение находить таланты
Таким образом, необходимым (и первым) условием чемпиона является наличие таланта, а достаточным условием — воспитание (тренер, финансы, условия и т. д.). Многие родители (да и некоторые из тренеров) этого не понимают: они думают, что чемпиона можно «вытренировать», то есть взять ребенка с неплохими спортивными данными, заставить его усиленно тренироваться, то непременно вырастет чемпион. И сколько на этом пути получалось разочарований, а иногда даже и трагедий. В одном из своих ответов почитателям фантастики Б.Н. Стругацкий так сформулировал эту проблему: «Можно только «отполировать», «усовершенствовать», «обогатить» талант. Самому таланту научить нельзя. Искра Божия должна быть в человеке изначально, генетически, а уж реальная жизнь способна этот талант развить… Эту же мысль проводит в своем нобелевском романе “Игра в бисер» крупнейший писатель XX века Герман Гессе. Описывая жизнь племени он пишет: «…У третьих была прирожденная ловкость: иные мальчики могли с тридцати шагов попасть камнем в птицу, они этому не учились, они просто умели это, это получалось без усилия, по волшебству или по какой- то милости, из их руки камень летел сам собой, камень хотел попасть в цель, а птица хотела, чтобы в нее попали».
Великих полководцев объединяло одно качество: умение находить таланты. Одна из причин непобедимости Суворова та, что он, подобно Наполеону, умел находить и возвышать таланты. «Дарование в человеке, — говорил он, — есть бриллиант в глине. Отыскав его, надо тотчас же очистить и показать его блеск. Талант, выхваченный из толпы, превосходит многих других, ибо он обязан не породе, не учению и не старшинству, а самому себе». Хотите вкусно поесть тогда шампиньоны консервированные вы найдете тут на любой вкус.
Следовательно, как и драгоценный камень, талант сначала его надо отыскать среди тонн «руды», затем отделить от породы, отшлифовать и придать огранку. Только после этого он засверкает всеми гранями. Достаточно очевидно, что первичным и главным в этом процессе является поиск драгоценного камня. Шлифовка и огранка, хотя и трудоемкий процесс, но это все-таки «дело техники». А что связано с техникой, как известно, осваивается человеком гораздо быстрее, чем те процессы, которые не поддаются автоматизации. Именно к таким процессам и относится поиск юных теннисных дарований (да и не только теннисных). Поэтому в сложном и продолжительном процессе «производства» теннисного профессионала доминантным является работа детского тренера-селекционера. Именно он находит тот бриллиант, из которого впоследствии получается всемирная знаменитость. И никакие, пусть даже очень именитые и талантливые тренеры, не способны сделать из «руды» чемпиона. Так только 70 человек из 1000000 выпускников высших учебных заведений США, игравших за студенческие теннисные команды, стали профессиональными теннисистами. А уж о качестве тренировок, профессионализме американских тренеров и уровне студенческого тенниса в США не приходится говорить. Эти данные взяты из книги видного тренера и спортивного обозревателя Пенни Гастингса «Как получить спортивное образование».