САМ ВЫБИРАЙ
Еще один шаг к свободе, вполне удачно, хотя и несколько издевательски, использованный в том же ToD, — применение принципа “делай что хочешь, только задумайся, нужно ли оно тебе”.
Когда мои бравые ребята прорвались ко входу на склон горы, где засел злобный гад, добрый даймье предупредил их: “Осторожно, там будут больно бить”. Но никаким другим образом не препятствовал. Мы, конечно, попытались, с десяток магов и лучниц “вынесли”, но быстро стало ясно, что шансов пройти дальше почти нет. И мы как миленькие, по собственной воле, вернулись и пошли по основному пути, пока не набрали подобающий уровень.
Анекдот помните? Русский, немец и поляк пытались заставить кошку есть горчицу. Один мазал горчицей колбасу, второй пытался заставить силой, а вот русский просто намазал горчицей под хвостом. И кошка добровольно, да еще и с песней, всю горчицу слизала.
Когда так ведут себя разработчики с игроком, последний не обижается. Ему хорошо и весело, он чувствует себя свободным — ведь его не заставляли, он сам решил, что пройдет игру по тому единственно возможному пути, который для него.
Высший пилотаж — попытаться к этому методу добавить настоящие развилки, а не фальшивые, как в ToD. Скажем, в Fallout 2 гигантский мир честно позволял, при некотором опыте, пройти игру на порядок быстрее, чем в первый раз. И каждый мог найти себе маршрут по силам и желанию. Кто- то ползал по планете месяцами, осматривая последние квадратные сантиметры, а кто- то гордился тем, как быстро и эффективно он все сделал.